Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Законы хаммурапи брачно семейное право

Вещное и обязательственное право по Законнику Хаммурапи.

Гражданское право делилось

· Вещное (собственности- земельный вопрос)

Вещи делились на :

1) Царскую собственность ( В качестве дарения, подарка, дара земли воину за службу. Землей обладал только воин и его семья. Прекращение службы- прекращение владения вещью )

2) Общинные земли ( Могли быть у любого крестьянина )

3) Общего пользования ( Луга, пастбища )

4) Частная собственность ( Приусадебные участки, сады.Земли можно было передавать только общиннику(соседу) ).

Обязательственное право знает :

1) договорные обязательства ;
2) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам ( формулярам ) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращение в твердую таблетку.
Законодательству Хаммурапи известны договоры :
— аренды ;
— имущественно найма ;
— личного найма ;
— займа ;
— купли – продажи ;
— хранения ;
— товарищества ;
— мены ;
— поручения.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей ветеранов, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального ) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировал следующие положения :
— ограничение максимального срока отработки долга тремя годами ;
— стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения :
— ограничение процентов, взимаемых ростовщиком ;
ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли- продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля – продажа регламентировалась следующими положениями :
— продажа ценных предметов ( земли, построек, рабов, скота ) осуществлялась в письменной форме при свидетелях ;
— продавцом мог быть только собственник вещи ;
— продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Семейное и наследственное право по Законнику Хаммурапи.
В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи; представляет ее в деловых отношениях; ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить. Жену, которая «позорит» своего мужа или «расточает его имущество», разрешается «отвергнуть» и выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены (только три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности). Жена вправе: распоряжаться своим имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось: расточать имущество жены или распоряжаться им без ее согласия.
Брачный возраст:

В браке жен практически не имела прав (могла учувствовать в суде в качестве свидетеля)

если она изменяет и об этом узнаю, то она с возлюбленным в воду, если изменяет муж- все законно.

Если муж изменяет длительно, то есть возможность развестись, в другом случае только через суд. Развод по инициативе мужа- простыми словами что он не хочет с ней жить.

В браке если нет детей, то муж мог привести наложницу на правах 2 хозяйки.

Если муж на войне, а женщина не может его дождаться то она может выйти замуж 2 раз, но если 1 муж возвращается то жена обязана вернуться к нему, дети со 2 брака остаются с отцом.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 283 ; Нарушение авторских прав

Брачно-семейное право в «Законах Хаммурапи»

Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений.

Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Договор был, как правило, устным. Из литературных памятников известно, что браку сопутствовали особые церемонии и сама процедура заключалась в произнесении фраз типа: «Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой». Письменные договоры употреблялись тогда, когда надо было обговорить некие особые условия. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.

Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.

Наследственные отношения строились по принципу семейной общности. Завещаний вавилонское право, видимо, не допускало. Однако известны были внутрисемейные дарения имущества (дарения между живыми): мужа жене, отца сыну. Оформленные специальным договором, эти дарения считались неоспоримыми и наследственному переделу не подлежали.

studopedia.ru